Городские педагогические чтения «Современные проблемы нравственно – духовного образования молодёжи в системе технического профессионального образования Республики Казахстан»
26-27 апреля 2016 г. на базе Гуманитарного колледжа «Самопознание» прошли Городские педагогические чтения «Современные проблемы нравственно – духовного образования молодёжи в системе технического профессионального образования Республики Казахстан»
Современная система образования переживает период переосмысления философских основ, общих целевых установок деятельности. Сегодня особенно актуальной становится проблема выявления эффективных психолого-педагогических условий развития духовно-нравственных качеств личности, общей культуры, толерантности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В своём обращении к народу Казахстана президент страны Н.А. Назарбаев сказал, что все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом. Это значит, что в процессе построения общества созидательного труда, учебным заведениям профессиональной направленности необходимо обратить особое внимание на качество подготовки специалистов, способных представлять результаты своего труда на высоком профессиональном уровне. Ошибочное представление о том, что материальное благополучие обеспечивает моральное удовлетворение и ведёт человека к счастливой жизни, часто превалирующие при выборе профессии, привело к изменению сознания людей современного общества. Мы ежедневно наблюдаем факты, когда социальная составляющая - качество труда и его результаты не соответствуют уровню запроса потребителей. Небрежность, несвоевременность, отсутствие вежливости, отсутствие творческого подхода стали нормой в сфере бытового обслуживания, которую представляют выпускники средних профессиональных учебных заведений. Жизнь современной молодежи в основном построена на принципе работай-потребляй. Такой подход не обеспечивает человеку полноценной жизни, мироощущение в таких узких рамках не позволяет человеку реализовать тот потенциал, который заложен в нем природой. Не имея духовной и нравственной основы человек становиться морально неустойчивым, однообразность приводит к разочарованиям, смысл жизни теряется. Чтобы изменить текущую ситуацию необходимо научить выполнять работу с любовью, с душой. Для этого нужно обогатить учебный процесс и интегрировать Программу нравственно – духовного образования «Самопознание». Результатом такого процесса сформируется правильное отношение к труду, что даст возможность каждому почувствовать радость труда, желание быть полезным и нужным людям.
Для рассмотрения этих вопросов Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бобек» инициировано проведение городских педагогических чтений по теме «Современные проблемы духовно-нравственного образования молодёжи в системе технического и профессионального образования Республики Казахстан», которые прошли 26-27 апреля 2016 г. на базе Гуманитарного колледжа «Самопознание» гармоничного развития Человека.
Участниками педагогических чтений стали представители педагогической общественности Технического и профессионального образования: заместители директоров по воспитательной и учебной работе, преподаватели самопознания, творческие педагоги. Научно-методическое сопровождение педагогических чтений осуществлял Институт гармоничного развития человека.
Программа городских педагогических чтений предусматривала пленарное заседание и работу предметных секций. На пленарном заседании выступили ученые, авторы- разработчики учебников по самопознанию, учебно- методических пособий и комплексов.
С приветственным словом обратилась к собравшимся Генеральный директор национального научно –практического образовательного и оздоровительного центра «Бобек» Логинова И.В. Она отметила важность и необходимость проведения таких мероприятий для решения приоритетных задач по возрождению нравственности и духовности современного общества и пожелала результативной работы.
Доклады, представленные на пленарном заседании, вызвали живой интерес со стороны участников, так как рассматривались вопросы по интеграции программы нравственно – духовного образования в образовательное пространство учебных заведений технического и профессионального образования осуществляющих подготовку кадров по рабочим специальностям. Первый доклад представила директор Института гармоничного развития Человека Калачева И.В. В своём выступлении она признала, что все силы по распространению программы нравственно –духовного образования в основном были направлены на дошкольные организации образования и средние школы, недостаточно уделялось внимания учебным заведениям технического и профессионального образования, и такой подход необходимо изменить. Ирина Владимировна сделала акцент на важность подготовки педагогов, способных вдохновлять на творчество, быть достойным примером своим ученикам. Она раскрыла всю глубину понимания, что ключевой фигурой развития образования является педагог, уровень и качество решения педагогических задач, при этом, зависит прежде всего от самого педагога – от соотношения его мастерства и человеческих качеств. Основная задача педагога не в передаче знаний, не в «образовании интеллекта», а в «зажигании сердца». Из её выступления можно было почувствовать, что за качество образования, за его полноту всецело отвечают не учебники, не программы, не компьютеры, но именно педагоги, осознавшие необходимость самим соответствовать высококультурному образу человека – творца своей жизни. Для того чтобы воспитать нравственного и гуманного человека, нужно самому являться таковым. Также Ирина Владимировна дала рекомендации по применению в учебном процессе учебной литературы и учебно – методических комплексов. Раскрывать ключевую идею процесса подготовки педагогов и построения учебной деятельности по принципу единства мысли, слова и дела продолжила в своем докладе к.п.н. Муратханова Р.М. Она отметила, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Духовно- нравственное воспитание в процессе подготовки рабочих кадров на основе культурного наследия, отечественных духовных традиций становится важнейшей задачей развития личности современного человека и решить эту задачу возможно только в том случае, если каждый учащийся станет носителем общечеловеческих ценностей. Выступление продолжила Калиева Г.И. В своём докладе «Самопознание как важднейшее условие становления личности» она обратилась к присутствующим с вопросом: «Каким бы Вы хотели видеть ребёнка после окончания школы, колледжа?». Процесс выступления Калиевой Г.И. сопровождался «живым» общением с аудиторией. Она раскрыла понятие феномена самопознания, рефлексии, дала рекомендации по вопросам организации учебного процесса в условия интеграции программы нравственно – духовного образования «Самопознание».
Опытом практической работы по интеграции Программы нравственно – духовного образования в единое образовательное пространство колледжа поделилась Иванова Т.Г. директор Гуманитарного колледжа «Самопознание». Она представила систему работы колледжа, показала еженедельную циклограмму мероприятий, направленных на достижение главной цели предмета «Самопознание» - построение совершенного характера на основе принципа единства мысли, слова, дела. Татьяна Геннадьевна рассказала об организации учебного процесса, о роли дополнительного образования, о том как на личном примере педагогов, благодаря энтузиазму и желанию дарить доброту, в колледже функционируют киноклуб, спортивные секции, победитель республиканских конкурсов танцевальный ансамбль Ерке- Наз, клуб правовой грамотности, хоровая студия, студия рисунка и живописи. Всё дополнительное образование – это подарок от педагогов колледжа обучающимся. Именно такой подход в организации образовательного пространства является достойным примером бескорыстного служения. Поделился опытом работы преподаватель истории Казахстана колледжа «Самопознание» Сулейменов С.К. В своем докладе он рассказал о методах, приёмах и техниках, которые он применяет в процессе обучения. Он показал, как на примере исторических событий возникали общественные кризисы, приводившие к уничтожению цивилизаций по причине отсутствия духовного стержня. Сулейменов С.К. обратил внимание на то, что поступки людей формируются на основе доминирующих идеалов общества. Убеждения создают поведение, и если изменить убеждения, поведение изменится само по себе. Поэтому очень важно наравне с базовыми знаниями предметов учить поиску истины, доброте и милосердию. Стало очевидным, что система образования остро нуждается в утверждении новых нравственных ориентиров. Новая концепция должна утверждать общечеловеческие вечные, незыблемые принципы.
На этом выступлении закончился первый день городских педагогических чтений. Для многих присутствующих информация была новой, не во всём понятной. Преодолеть непонимание стало возможным благодаря представленным мероприятиям на следующий день, когда проходили заседания секций в формате круглых столов, а также участникам были предложены для посещения открытые уроки, внеклассные мероприятия, кураторские часы. Много новых видов, методик, техник было представлено на практических занятиях. При заполнении анкет обратной связи все участники отметили нужность проведения таких мероприятий. И указали, что недостатком является только то, что нужно увеличить время для более детального изучения и обмена опытом работы. По окончании работы секций обсуждения не прекратились, участники не хотели расходиться, так как актуальность рассматриваемых вопросов и их проработка вызывало желание узнать как можно больше и реализовать полученные знания в своих учебных заведениях. Как сказал один из участников педагогических чтений Темов Бауржан Мурзабекович: «Педагогические чтения вдохновили меня и теперь мы будем внедрять идеи Программы нравственно – духовного образования «Самопознание» в образовательное пространство нашего колледжа. Так как её высокое предназначение в том , чтобы каждый участник учебного процесса мог раскрыть свой внутренний потенциал, умел конструктивно решать вопросы на основе общечеловеческих ценностей, быть полезным обществу».
Резолюцией педагогических чтений было принято решение о проведении Городских педагогических чтений в ноябре следующего учебного года. Мы желаем всем педагогам стать на путь сознательного самосовершенствования, получать радость от своего труда и передавать её своим ученикам. Общество, в котором общечеловеческие ценности работают в полном объеме, будет самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории, так как предоставит человеку максимум возможностей для самореализации. Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные- вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл».
Иванова Татьяна Геннадиевна,
Директор Гуманитарного колледжа «Самопознание» Гармоничного развития Человека